Суроку Харада родился в 1941 году в городе Бидзэн, префектура Окаяма. Он изучал тонкости керамического искусства Бидзэн под руководством мастера Кацуры Матасабуро (1901-1986). Эта традиционная керамика обычно не покрывается глазурью, что раскрывает яркий цвет, текстуру и сущность оригинальной глины.
Харада — непревзойденный гончар, сумевший сохранить смирение, которое важно при работе с изделиями бидзэн. Суроку творит из глины, а глина, как он считает — сделала его тем, кем он является сегодня. Харада очень уважает этот материал, обрабатывает его со страстью. Чтобы раскрыть «аромат глины» (яп. 土味, цути адзи) мастерам требуется около 10 лет. Его керамика выглядит очень современно, несмотря на то, что он работает в тысячелетней традиции Бидзэн.
Харада осваивал старый Бидзэн (яп.古備前, ко-бидзэн) более 30 лет, вместе с его учителем Матасабуро они копались на старых участках, где стояли печи для обжига и размышляли о том, как были построены эти сооружения. Харада набирал и уносил домой целые вёдра древних черепков, которые должны были помочь ему разгадать секреты Ко-Бидзэн. Он часами сидел и расковыривал стенки кувшинов (яп. 坪, цубо) или горлышки фляг для саке (яп.徳利, токкури) ища подсказки — «как обжечь посуду так, как это удавалось старым мастерам?».
Получить правильный облик изделий Бидзэн — цель многих гончаров (а их в одноимённой провинции уже более 600). Но только трое из них смогли подойти достаточно близко: Суроку Харада, Джун Исэдзаки и Тогаку Мори, 80 % остального — беззаботные поделки. Эти трое современных мастеров сами добывают, обрабатывают глину и обжигают её — но, как в случае с яблочным пирогом (позволим себе такую аллегорию), всегда найдется хотя-бы один пекарь, который сможет сделать его вкус лучше, даже если ингредиенты в основном те же. Бидзэн Харады обладает этим адзи (вкусом), как пирог лучшей в мире бабушки!
Адзи — это термин, используемый для описания вкуса горшков, как и «пейзаж» (яп.景色, кешики). Глядя на горшки Харады, можно сказать адзи га ару (у него есть аромат) или коре ва и кешики (эта часть сосуда имеет хороший пейзаж). Кешики Харады — это цвета, украшающие его керамику: серые отметины от пепла (яп. ゴマ, гома); изумрудно-зелёные пятна натуральной глазури из ясеня (яп.紫善湯, сидзэн-ю), почти все горшки Харады — сидзэн-ю; а также чёрные и светло-жёлтые подпалины. Но лучший цути адзи у сосудов в нежно-фиолетовых тонах (яп. 紫蘇いろ, шисо-иро). Харада использует печь собственной конструкции и знает, как получить от неё максимальный эффект. Иногда он кладёт рисовую солому на определённые участки изделий, она оставляет отметины называемые хидасуки (飛騨).
Суроку Харада – один из самых востребованных гончаров нашего времени, его произведения можно увидеть в лучших музеях мира: Музее азиатского искусства, Сан-Франциско; Бруклинском музее, Нью-Йорк; Художественном музее Хигаси, Хиросима; Метрополитен-музее, Нью-Йорк; Бостонском музее изящных искусств; Музее современного керамического искусства Гифу, Япония; Музее искусств Нового Орлеана; Художественном музее Нирасаки, Яманаси, Япония и многих других.
© Великая керамика 26.04.2021
Источники: https://maaklondon.irostrum.com/biddingprocess/BiddingScreen/733, http://www.gallerytosei.com/english/Artists/harada-shuroku/, https://www.buyjp4u.com/shuroku-harada/, https://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/216271, https://www.bonhams.com/auctions/11615/lot/64/, https://www.yuuki-cha.com/bizen-keshiki/