Джеймс Эрасмус родился в 1971 году в Винчестере, графство Хэмпшир (Великобритания). Будучи большим поклонником восточноазиатского искусства, в 1996 году он переехал в Японию. Испытывая настоящую страсть к керамике, в особенности к древней, неглазурованной, в 1999 году он поступил в ученики к бидзэн-гончару Юичи Ямамото (1935-) и провёл в его мастерской в Окаяме целых пять лет, изучая оригинальные техники бидзэн (яп. 備前焼, бидзэн-яки).
За четверть века Джеймс прошёл трудный путь — чужаку-европейцу пришлось потратить немало времени и приложить много усилий, чтобы найти своё место в мире японской керамики, да ещё в такой её специализированной области, как бидзэн. Эта не покрываемая глазурью посуда производится в префектуре Окаяма с XII века. Как и вся якисимэ-керамика (ヤキシメは – неглазурованная, обжигаемая в дровяной печи), другими известными центрами производства которой являются Сэто, Сигараки, Танба, Этидзэн и Токонамэ она тесно связанна с традицией восходящей к периоду Хэйан (794–1185).
Сегодня в Окаяме – родине бидзэн-яки, проживают сотни мастеров, многие из них гончары далеко не в первом поколении. Другие же приехали сюда недавно, прошли обучение и завоевали право называть себя гончарами бидзэн. К последним можно отнести, пусть и не рождённого японцем, но ощущающего себя таковым Джеймса Эрасмуса. Годы работы подмастерьем сильно повлияли на то, насколько «по-японски» он теперь воспринимает гончарное дело и все процессы, связанные с производством керамики бидзэн.
В 2004 году Джеймс со своей женой Тихиро, художницей по тканям, переехал в небольшую деревню Касуга, провинция Танба, префектура Хёго и построил десятиметровую анагаму (яп. 窖窯, пещера-печь) — традиционную японскую дровяную печь. Первый успешный обжиг в ней состоялся в 2006 году. С тех пор он топит её, как и принято, два раза в год, ранней весной и ранней осенью. Эта печь вмещает от 800 до 1000 предметов.
Эрасмус вступает в теснейший контакт с материалом — он сам добывает и обрабатывает глину, сам колит дрова, затем в течение десяти дней внимательно наблюдает за ходом обжига. Подготовка глины и расположение изделий внутри камеры играют решающую роль, от этого зависит успех всего дорогостоящего мероприятия. Это долгий и ответственный процесс, требующий таланта и находчивости, силы и внимания.
Форма и создаваемые гончаром в соавторстве с печью декоративные эффекты образуют союз, в результате которого перед нами предстают сосуды, наделённые сложной, утончённой красотой. Джеймс Эрасмус – один из художников, сумевших достойно ответить на этот увлекательный вызов. Особенно радуют взор его токкури (徳利 — бутыли для саке), выполненные в технике хидасуки (飛騨), с оранжевыми отметинами, оставленными рисовой соломой.
И хотя на Джеймса сильно повлияли эстетические стандарты периода Момояма (1568-1603), он стремится создавать более современные работы. Его бидзэн-керамика прошла определённый путь, он во многом похож на тот, которым шли другие гончары периода Хэйсэй (1989-2019) — от традиционных кувшинов и чаш — до авангардных скульптур, но, на мой взгляд, среди его произведений как раз более удачными оказались копии классических сосудов — далеко не каждый хороший горшечник становится успешным скульптором.
© Великая керамика 08.05.2022
gc