Ютака Кондо (1932-1983) родился в Киото в семье гончаров. Его учителями были трое Живых национальных сокровищ: собственный отец – прославленный гончар Юдзо Кондо (1902-1985) известный своими работами в технике сомецуке (белый фарфор с кобальтовой подглазурной отделкой); Нодо Фудзимото (1919-1992); и Томимото Кенкичи (1886-1963) совершивший революцию в японской керамике. После окончания Киотского университета искусств в 1957 году и до своей безвременной смерти в 1983 году Кондо преподавал гончарное дело.

Он черпал вдохновение в средневековой китайской, корейской и арабской керамике, с которой познакомился во время нескольких зарубежных поездок. Из изученных им декоративных техник ему особенно полюбилась корейская пунч-онг (粉 靑 沙 器) периода XV-XVI веков, для неё характерно использование отделки из белой глины на чёрной покрытой прозрачной глазурью поверхности. Работы выполненные в этом стиле стали визитной карточкой мастера. Своеобразная интерпретация Кондо корейской традиции, оказавшей большое влияние на японскую чайную эстетику ещё в Эпоху Момояма (1568-1603), открыла новые перспективы для современной национальной школы.

В 1962-63 годах Кондо путешествовал по США, читал лекции в Университете Индианы вместе с Карлом Марцем (1912–1997). Вернувшись в Японию Ютака Кондо получил место преподавателя в своей альма-матер, где он остался до конца жизни. Кондо продолжал путешествовать, занимался исследованием древних техник Южной и Центральной Азии. Он неоднократно участвовал в лучших национальных выставках, получил множество престижных наград. В 1985 году в Художественном музее Киото прошла посмертная выставка работ Ютаки Кондо. Произведения художника хранятся в Музее искусств Метрополитен, Нью-Йорк; Музее Томо, Токио; Музее Виктории и Альберта, Лондон и многих других.

© Великая керамика 30.11.2021
gc