Художник-керамист Рёдзи Койе, скончавшийся летом 2020-го возрасте 82 лет, имел репутацию смутьяна и провокатора, но был при этом, пожалуй, самым успешным гончаром Японии. Койе родился в 1938 году в Токонамэ (префектура Айти, о. Хонсю) – старейшем регионе связанным с производством керамики. Это родина одной из шести древних печей Японии имеющей свою 1000-летнюю историю. Койе получил известность благодаря своему нетрадиционному взгляду на искусство и полемике, которую он на протяжении всей жизни вёл с коллегами по гончарному цеху.
С десяти лет Рёдзи Койе, родившийся в семье, где ни кто не имел ни какого отношения к гончарному ремеслу, работал грузчиком на заводе по производству дренажных труб, потом помощником мастера на плиточном заводе. В 16 лет он уже начал делать свои собственные горшки, и только затем отправился учиться на керамиста в Университет Токонамэ. С самого начала Койе разработал свой уникальный подход, экспериментируя с сырой глиной.
Одной из его излюбленных форм был цилиндр с «оплавившимся» основанием, разрезанный вертикально, а затем раскрытый, что делало внутренние стенки — обычно невидимые, вывернутыми наружу. Подобному «улучшению» подвергались — чайные чаши, блюда и тарелки, каждый такой предмет ломал представление о том, как должна выглядеть функциональная посуда. В других случаях, он резал, пилил и рубил, выбрасывая целые куски. Вместо того, чтобы остановиться на одном разделе гончарного искусства, Койе маневрировал между ними — свободно, спонтанно и дико, не привязываясь ни к чему надолго, не чувствуя ни какой ответственности, но виртуозно и весьма плодотворно.
Его творческому энтузиазму позавидовал бы любой художник. Диапазон его работ — с точки зрения материалов, техник и стилей, подвергшихся однако вероломному вмешательству – впечатляет: тут вам и обжиг раку, и соляная глазурь, и все виды органического топлива. Декор, который он использовал, включал многие виды глазури — от традиционной глянцево-зелёной орибэ и естественной коричневой, рожденной пламенем печи анагама, до самых невероятных смесей, изобретённых за всю историю японских печей, и часто всё это могло быть нанесено на одно изделие сразу! А теперь попробуйте «узаконить» эти эксперименты, примирить их с миром японских гончарных династий, которые 30 поколений делали одни и те же чаши, одним и тем же способом, вы не сможете, и ни кто не сможет, ведь радикализм таких действий очевиден!
«Вокруг много отличных гончаров, но просто быть хорошим мастером недостаточно, — сказал Койе в 2002 году, — мне жаль этих умелых людей, они делают все так степенно, что похоже уже ничего не чувствуют». Хотя Рёдзи Койе и не был связан ни с одним творческим движением, эта точка зрения была бы близка художникам-новаторам из известной группы Содейша (яп. 走泥社 — ползущие по грязи), которая в послевоенный период бросила вызов «торжественной деревенщине» движения Мингеи (яп. 民衆的な工芸 — народное творчество).
Там, где другие могли бы возиться всю жизнь, исследуя посуду для чайной церемонии, Койе проносился как эстафетный бегун. В 1970-е его внимание привлекла другая часть истории Японии: атомные бомбардировки 1945 года. Для своей работы «Свидетельства» (1973 г.) он в качестве каркаса использовал предметы домашнего обихода: детали швейных машинок и часы, создав из глины скульптуру, напоминающую жуткие артефакты, которые можно найти в музеях Хиросимы и Нагасаки.
В 80-е годы Койе продолжал экспериментировать устраивая «полевые сжигания» (обжигал глину прямо в поле без печи), или выжигал линии в земле паяльной лампой, маршируя от Токонамэ до соседней Ханды. Реагируя на катастрофу в Чернобыле, в 1986 году он соорудил инсталляцию из электронных плат и лампочек вмонтированных в глину. «Возвращение на Землю» (1990 г.) – серия из 16 слепков, изображающих лицо Койе в разных стадиях распада. Эта работа сейчас находится в музее Виктории и Альберта, кое-что храниться и в Метрополитен-музее, и Национальном музее современного искусства в Токио.
Рёдзи Койе любил ездить за границу, работать с новыми глинами, новыми печами, бывать в чужих мастерских, старался ощутить материал на уровне инстинкта. По его словам: «Чтобы понять глину, нужно иметь глаза не только на пальцах рук, но и на пальцах ног». Художница Маргарет О’Рурк из Оксфорда, в чью студию он иногда приезжал и работал, вспоминает его, как «человека, полного жизни и безумия». Он мог стать лучшим гончаром на свете, но был безответственен как ребёнок, вызывая ужас у людей из мира японской керамики.
© Великая керамика 31.01.2021
Источники: https://www.csbsju.edu/saint-johns-pottery/collaborations/guest-residencies/, https://www.oxfordceramics.com/artists/49-ryoji-koie/overview/, http://artofceramics.squarespace.com/ryoji-koie/, http://www.tokyoartbeat.com/event/koie-ryoji/