Джун Исэдзаки родился в 1936 году в городе Бидзэн, префектура Окаяма, он второй сын бидзэн-гончара Йодзана Исэдзаки, учился в университете Окаямы. В 2004 году получил титул «Живое национальное сокровище» за свои работы в стиле «Бидзэн». Для этой керамики характерны красновато-коричневый цвет и полное отсутствие глазури.

Деревенская земля
Джун Исэдзаки — один из самых известных мастеров владеющих техниками бидзэн — традиционного стиля появившегося почти тысячу лет назад в районе Имбе, префектура Окаяма, куда входит и город Бидзэн. Многолетний труд Исэдзаки принёс ему высокий титул «Живого национального сокровища», присвоенный Японским комитетом по культуре.

Гончарные мастерские, оборудованные печами предназначенными для обжига керамики в стиле бидзэн впервые появились в XII веке, ближе к концу периода Хэйан (794–1185). В этих мастерских делали посуду, которая и теперь высоко ценится любителями чайной церемонии.

Привлекательность сосудов в стиле бидзэн заключается в том, что эта керамика на вкус напоминает землю. Она никогда не глазуруется и на готовые изделия (в большинстве случаев) не наносится никакого рисунка (красителем). Каждый горшок помещается в печь на две недели, неконтролируемое изменение цвета, происходящие в процессе обжига лежит в основе этого искусства.
Используемая глина имеет низкую термостойкость, усадка изделий довольно сильная, поэтому резкие перепады температуры могут привести к повреждению сосудов. Из-за этого процесс обжига происходит долго, температуру в печи поднимают очень плавно.
Фактор непредсказуемости
«Керамика прогревается медленно, — отмечает Исэдзаки, — внутри печи может произойти много непредвиденных событий, и есть случайности, которые вы не можете предугадать, однако, это не означает, что всё оставлено исключительно на волю случая».

«Размещение изделий в печи решающим образом влияет на результаты обжига. Вам нужно почувствовать как пламя будет проходить через камеры и рассчитать где может лечь пепел. Поставить глиняные изделия в печь – это всё равно, что отдать своё детище в руки бога. Иногда возникает такая красота, которую, кажется, никто не смог бы создать самостоятельно. Именно это сочетание — вклад мастера и фактор случайности, дают удовлетворительный результат».
Весь процесс — от закладки изделий в печь, до их извлечения — занимает около месяца. Исэдзаки проделывает это два раза в год и говорит, что — несмотря на весь свой огромный опыт, он каждый раз сгорает от нетерпения, ожидая дня, когда можно будет вытащить посуду из печи.

Творчество и традиции
Джун Исэдзаки – уже пятый из мастеров названных «Живым национальным сокровищем» за работу с керамикой бидзэн. Он вернулся к старому типу печи, изобретённой ещё в средние века — печи, вырытой в склоне холма (туннельной). В течение последних ста лет чаще использовались многокамерные печи, возводимые, как правило, на вершине склона, что позволяет производить большее количество керамики неизменно высокого качества. Чтобы вернуться к прежнему типу печи, Исэдзаки тщательно исследовал историю этого ремесла и потратил много времени на обучение у таких великих художников, как Исаму Ногучи (1904–1988) и Икеда Масуо (1934–1997).

Джун продолжает совершать открытия в своём ремесле, создавая уникальные предметы — от традиционной посуды для чайной церемонии, до более крупных скульптурных объектов. Новые смелые формы работ привлекают внимание к художнику не только в Японии, но и во всём мире.

«Мои предшественники, освоившие технику бидзэн, веками «усмиряли глину», в этой борьбе им удалось победить её недостатки. Эта традиция насчитывает сотни лет и она очень важна. Я считаю, что именно благодаря поддержке традиций мы сможем открыть новые возможности для керамики Бидзэн», — говорит Исэдзаки.
ⓒ Великая керамика 26.10.2020
Источники: https://galleryjapan.com/locale/en/artists/jun-isezaki/, https://www.nippon.com/isezaki-jun/