Сюхей Фудзиока родился в 1947 году в городе Уэно в регионе Ига (о. Хонсю), где второе рождение керамики ига (яп. 伊賀焼, ига-яки) произошло в 16 веке. Фудзиока, основавший свою печь в 1975 году, демонстрировал свои работы по всей Японии и даже в Нью-Йорке. Его сосуды, хотя и сохранили традиционные черты изделий ига, выглядят очень современно.

Фудзиока был частым гостем в галерее принадлежащей г-ну Кусаоми Куроде, эксперту по керамике упомянувшему мастера, как одного из 125 лучших современных гончаров в своей книге опубликованной в 2005 году. Хотя между цветом и текстурой в работах Фудзиоки есть некоторый конфликт, от взгляда на них возникает ощущение стройной мелодии. Кажется, что они вырезаны из какого-то минерала, а не сделаны рукой гончара.
Стать Ига-гончаром
Однажды на выставке Сюхей увидел знаменитый мидзусаси (кувшин) «Ябуребукуро» (яп. разорванный мешок), созданный в период Момояма (1568-1603), так в один роковой день Фудзиока решил стать гончаром Ига. Такова сила некоторых встреч в жизни. Этот кувшин — яркий пример уже сложившегося в то время канона ига. Он имеет сильно искаженную форму и большую «трещину» спереди; светло-зелёная глазурь покрывает все тело сосуда. Совершенно справедливо он был признан важным культурным достоянием.

Фактически, в начале 1970-х годов в великой традиции Ига работал только один гончар, Косей Танимото, который и стал наставником Фудзиоки в 1974 году. В то время как Танимото создавал очень традиционные формы, его ученик хотел оторваться от прежней архитектуры и сделать что-то энергичное и современное.
Миттцу-но-кешики
И ему это вполне удалось. Ига-керамика Фудзиоки имеет больше скульптурных качеств, чем у его учителя, но она сохраняет три важных миттцу-но-кешики (правила ига-яки): глазурь биидоро; хи-иро (яп. цвет огня) — естественный цвет самих изделий; коге — коричневые подпалины.

Биидоро происходит от португальского vidro (стекло), это текучая стекловидная глазурь, которая иногда скапливается на поверхности круглыми пятнышками, называемыми тонбо-но-ме (глаза стрекозы). На изделиях Фудзиоки эти тонбо-но-ме изумрудно-зелёного цвета, они очень высоко ценятся.
Хи-иро буквально означает «цвет огня», так гончар раскрывает естественную красоту традиционной глины цути-адзи, когда изделия получают бледно-оранжевый или приглушённый коричневый цвет. Фудзиока научился великолепно передавать все оттенки хи-иро.

Подгоревшие участки поверхности называются – коге, при этом чайные чаши могут выглядеть как жертвы чрезмерно усердного тостера. Фудзиока часто ставит свои работы на ракушки в печи, чтобы естественная глазурь из ясеня (сидзэн-ю) могла свободно стекать, на изделиях остаются их отпечатки называемые кай-ме, и это ещё один декоративный эффект ставший традиционным.

Сюхей Фудзиока в совершенстве овладел тонким ремеслом ига-гончара, его керамика существует в союзе с древними японскими традициями и передовым современным искусством. Эти скульптурные сосуды: кувшины, горшки, блюда и чаши, каждый из которых сделан из глины озера Бива и покрыт глазурью из натурального ясеня, высоко ценятся как любителями чайной церемонии, так и коллекционерами японской керамики.

© Великая керамика 22.01.2021
Источники: https://www.trocadero.com/stores/dabido/items/Iga-yaki-Yunomi-by-Fujioka-Shuhei/, https://www.mirviss.com/artists/fujioka-shuhei/, https://www.daiichiarts.com/new-pieces/2018/2/22/fujioka-shuhei-iga-water-jar, https://encyclocraftsapr.com/iga-yaki/