Традиционный японский стиль керамики агано (上野焼 агано-яки) – родом из Фукути, префектура Фукуока, остров Кюсю. Посуда агано элегантна и легка, поскольку она разрабатывалась для чайной церемонии. Для этой керамики характерно нанесение эмали поверх глазури. Используется множество различных видов эмали (сине-зелёная, бело-коричневая и прозрачная) обеспечивающих разнообразие цветов, текстур и нюансов узора. Наиболее характерная эмаль для посуды агано — зелёная (с окидом меди). Нередко, основание чаш довольно высокое, что отличает их от изделий других традиционных стилей японской чайной керамики.

История
Каскадные печи для обжига керамики агано известны с 1602 года, когда корейский гончар Сонкай был приглашён для их строительства во владения феодала Хосокавы Тадаоки (1563-1646). Этого даймё знакомил с эстетикой чайной церемонии великий Сэн-но Рикю, и изделия из печи Хосокавы, впоследствии, получили одобрение Кобори Энсю (1579–1647), другого известного чайного мастера того времени. Стиль агано успешен и в наши дни, эта посуда сегодня больше не связана исключительно с чайной церемонией.

Сонкай покинул Агано в 1632 году, и его сын Магодзаэмон Тотоки продолжил семейное дело при следующем владыке домена Огасаваре. В середине периода Эдо (1603-1868) печь, которую построил Сонкай, утвердилась как одна из «семи печей отдалённых провинций» и стала известна во всей Японии. Каскадная печь Сонкая продолжала использоваться сменяющими друг друга правителями вплоть до конца периода Эдо. Упразнение доменов и создание префектур в начале периода Мэйдзи (1868-1912) вызвало временный упадок агано, но в 1902 году он был возрождён при поддержке правительства.

Процесс производства сегодня:
- Качественная глина собирается в горах недалеко от Агано и Фукути, преф. Фукуока. Затем высушивается.
- Измельчается механическим способом, просеивается до получения самого высокого качества.
- Просеянная глина помещается в резервуар и смешивается с водой, далее её вынимают, оборачивают в ткань и оставляют сушиться на воздухе.
- Преобразованная смесь перемешивается машиной до однородного состояния.
- Далее следует долгое ручное замешивание, нужно чтобы пузырьки воздуха были полностью удалены.
- После того, как глина достаточно размякла, её формуют.
- Изделия ставят на полку и они немного подсыхают. Затем их разглаживают и крепят к ним ручки и прочие выступающие элементы, если они предусмотрены. Готовую посуду выравнивают и сушат на открытом воздухе в течение двух-трех недель.
- Бисквитный обжиг: Керамику агано обжигают в печи. Это первый обжиг перед нанесением глазури, он облегчает её нанесение и обеспечивает преображение цвета при следующем обжиге. Заготовки расставляют без промежутков (зазоров) и обжигают примерно пять-шесть часов при температуре 800-850 ℃. Только предметы признанные мастером приемлемыми подвергаются глазурованию.
- На изделия успешно прошедшие этап бисквитного обжига наносят эмаль или глазурь. Блеск и красивые эфекты цвета возникают в результате следующего за этим обжига. Стандартная эмаль сине-зёленая, содержащая оксид меди. Также используется широкий спектр других эмалей и глазурей: бело-коричневая, естественная пепельная, прозрачная и ирабо (золотисто-коричневая).
- Обжиг в глазури: для этого используются дровяные и газовые печи. В случае последних, чаши и горшки обжигаются около десяти часов при температуре 1200 ℃.

При изготовлении керамики агано используется большой ассортимент эмалей для получения интересных оттенков и нюансов текстуры. Поверхность некоторых изделий напоминает кожуру юдзу (плодов растения семейства цитрусовых); других – проеденную насекомыми древесину, для достижения данного эффекта используется глина двух цветов и три вида эмали.
Ⓒ Великая керамика 13.12.2020
Источники: https://www.tezumi.com/products/japanese-teacup-curvy-agano-yaki-yunomi/, https://kogeijapan.com/locale/en_US/aganoyaki/, https://tatami-antiques.com/items/agano-jar/, https://asia.si.edu/object/F1898.68/, https://chano-yu.com/types-of-japanese-pottery-and-porcelain/