Тацузо Симаока родился в Токио в 1919 году, большую часть жизни он жил и работал в Машико, большой деревне известной своими гончарными традициями. Симаока изучал гончарное дело в Токийском технологическом институте, а затем обучался у Сёдзи Хамады (1894-1978) прежде чем построить свою собственную печь и мастерскую в Машико в 1953 году. С 1950 по 1953 год он работал в Центре керамических исследований префектуры Точиги, где изобрёл многие из его фирменных техник декорирования. С 1960-х по 80-е годы Симаока путешествовал по всему миру, был приглашён для участия в выставках в Северной Америке, Азии и Европе. В Японии он получил множество наград за свои выдающиеся работы и вклад в традиционное японское народное искусство. За высокий уровень владения техникой jomon zogon в 1996 году мастер был удостоен на родине звания «Живого национального сокровища».
Хотя Симаока и был первым учеником Хамады поклявшимся поддерживать и преумножать идеи признанного во всём мире движения Мингеи, он не был слишком усерден на этом поприще. Его горшки имеют авторское клеймо, и во многих аспектах искусства он проявил себя как дитя своего времени. Он был человеком умеренным но и честолюбивым, с большой гордостью продвигавшим современную культуру и пользовавшийся своим значительным положением в ней. Он считал, что его работа заключается в том, чтобы быть очень хорошим гончаром, и в его жизни не было ничего более важного. Он делал всё: от принадлежностей для чайной церемонии, до бытовой посуды, и даже пепельницы (кстати, самые красивые из всех, что можно найти). Симаока был важным носителем культурного стандарта своего времени, вёл себя в жизни достаточно сдержанно, его честолюбие никогда не вступало в конфликт с его скромностью и достоинством. Возможно, это и было то, что в конечном счёте сделало его таким успешным.
Симаока использовал технику и материалы применяемые в таких стилях, как сигараки и бидзэн, ценил школу Окинавы и некоторые Корейские техники. Он установил для себя набор правил, а затем спокойно творил. Разнообразные предметы созданные им имеют свои прототипы в культурной истории острова последних 5000 лет. У него было глубокое понимание того, как с течением времени всё упорядочилось и как должно выглядеть будущее. Трудно существенно дополнить богатую историю сколь либо значительными новыми образами, но Симаока не боялся заимствовать, перестраивался и менял свой путь: его работы новаторские и в тоже время сдержанные, в них есть что то типично японское, и уникальное, его собственное.
© Великая керамика 12.05.2020
gc