Макото Ямагучи родился в Сето (западная Япония) в 1978 году. Он гончар в шестом поколении, его предок основал печь в XIX веке. После путешествия по Восточной Азии и Европе в 2004 году Макото начал создавать собственную керамику. С тех пор он участвовал в выставках по всей Японии. Сохраняя традиции и относясь с уважением к наследию предков, Ямагучи пытается найти новый путь.
Макото Ямагучи стал лауреатом премии Токаи (2007), получил приз на Японской выставке традиционных ремёсел (2007), награду на Ярмарке искусств префектуры Айти (2007), Главный приз на Выставке народного искусства Асахи (2008) и премию мэра Сето (2008).
Макото Ямагучи великолепно владеет древними техниками и создаёт изделия в керамических стилях Сино, Ки-Сэто, Сэтогуро и Орибэ, история которых насчитывает около 400 лет. Более всего он известен благодаря своим элегантным изделиям Ки-Сэто и Сино, а также декоративным работам Орибэ. Ямагучи считается одним из самых перспективных японских художников-керамистов, создающих посуду для чайной церемонии.
Посуда сино была разработана в Японии в XVI веке, регион Мино в то время был центром керамической промышленности страны. Посуда создавалась из местной глины и покрывалась глазурью из полевого шпата. Эти изделия были важными атрибутами чайной церемонии (яп. 茶の湯, тя-но-ю). Мастера делали чайные чаши, кувшины для воды, вазы и блюда.
Керамика Сино мастера Ямагучи обладает превосходной формой, напоминающей нам о том, что это посуда с длинной родословной. Она покрыта яркими узорами выполненными в современном стиле. Контраст между глазурованной частью и неглазурованной обусловлен требованиями канона, выполнен со вкусом. Чаша юноми в стиле сино (рис. 4) крупнее, чем большинство подобных изделий и кажется массивной.
Керамика в стиле Ки-Сэто (рис. 5) впервые появилась в XVI веке и тоже предназначалась для чайной церемонии. В большом количестве производились чаши, миски, вазы для цветов и кувшины для воды. Мастерам Тя-но-ю в то время очень нравилась изящная форма и расцветка посуды Ки-Сэто. Естественная глазурь (в качестве топлива используется ясень) даёт жёлтый цвет. Кроме того, должны присутствовать «травяные» пятна – танбан (они нарисованы глазурью с оксидом меди), а также коге – коричневые подпалины и процарапанный цветочный узор.
Посуда орибэ (рис. 6) появилась в начале XVII века. Гончары обжигали и расписывали чайные чаши различных форм, вазы для цветов, коробочки для благовоний и кувшины. В отличие прежней элегантной чайной посуды, такой, как например — хаги и карацу, керамика орибэ была более декоративной, обладала ярким орнаментом и имела «авангардный» дизайн.
© Великая керамика 30.05.2021
Источники: https://www.uluck-shop.com/en/artist-category/makoto-yamaguchi.html#:~:text=His%20family%20has%20been%20making,beautiful%20green%20and%20blue%20glaze/, https://www.myguinomi.com/makoto-yamaguchi/, https://kurodatouen.com/2017/page/makoto-yamaguchi/