Фарфор неизбежно ассоциируется с Китаем: гладкий, элегантный, благородный, иначе говоря — совершенный. Работы Цубусы Като из этого материала, покрытые нежной бледно-голубой селадоновой глазурью также прекрасны, но всё-таки они другие. Скульптуры Като воплощают движение, а не покой; авантюризм, а не практичность. Это драма, разворачивающаяся на наших глазах, а не тихая мистерия. Но некоторые из энергичных работ Като вполне могут быть использованы в быту — при условии, что кто-то не побоится встретиться с их острыми как бритва краями, их болезненной хрупкостью.

Цубуса Като принял серьёзный вызов, он узнал глину в её самом капризном обличии, самой чувствительной форме: длинные рукава-стебли устремляются вдаль имея единственную точку опоры. Растущая из треугольного тела одна полоса тянется к небу, другая, словно продолжая её, указывает на землю: они напоминают руки балерины. Но лучшее сравнение – искусство каллиграфии: длинные с зазубринами полоски глины более всего напоминают мазки кисти. Вот она – чистая энергия! Это словно 3D иероглифы нарисованные художником будущего. Стало быть, Цубуса Като и есть этот художник, дарящий нам новый взгляд на тысячелетнюю японскую традицию.

Цубуса Като родился в 1962 году в семье гончаров, чья история восходит к периоду Момояма (1568-1603). Изначально он не интересовался керамикой, но после нескольких лет путешествий и раздумий решил встать на стезю предков. После окончания Института керамики и дизайна Тадзими в 1979 году Като работал в студии, где делали посуду для повседневного использования. Вскоре он построил свою собственную печь в Томика-тё (преф. Гифу) и начал работать с белой глиной. А после участия в выставке керамического искусства Асахи карьера Като стремительно пошла в гору.

В настоящее время Като использует глину из Новой Зеландии. Он конструирует свои работы из множества фрагментов, бывших прежде единым целым: разбирает, затем снова их собирает, создавая объекты невероятной формы. Эти современные произведения выражают остроту и напряжение, в них ощущается движение: мы можем наблюдать случайные эффекты глазури, вызванные жаром печи и нюансы текстуры, подчёркивающие изъяны глины.



gc