Лади Квали  (1925–1984)

0
406
Лади Квали
Лади Квали (Ladi Kwali) – художник-керамист (Нигерия) | photo from www.litcaf.com

Лади Квали родилась в маленькой деревне Квали на севере Нигерии в 1925 году (по другой версии год её рождения 1920-й). Она из народа Гвари и выросла в семье, где традиционно изготовлением гончарных изделий занимались женщины. Известно, что кувшины, сделанные Лади ещё в довольно молодом возрасте, отличались необычайной красотой, юная Квали была признана в регионе как одарённый и выдающийся гончар. Маллам, младший брат Лади, рассказывал, что «предметы, созданные его сестрой, нередко продавались ещё до того, как их отвозили на рынок».

Лади Квали
Работы Лади Квали. Кувшин, ок. 1957 г., глазурованная керамика. Музей Виктории и Альберта | photo from www.collections.vam.ac.uk

В детстве Лади училась гончарному ремеслу у своей тёти, применяя метод намотки (наложения глиняных витков). Она делала большие кувшины для воды, горшки, миски и блюда, разглаживая их внутреннюю поверхность деревянным скребком. Посуду украшали геометрическим орнаментом и изображениями птиц, рыб, ящериц, скорпионов, крокодилов, змей и хамелеонов. Лади наносила рисунок нитью или деревянным валиком с насечками. Техники, с помощью которых создаются подобные декоративные украшения, известны с эпохи неолита. Затем изделия обжигали в открытой печи, используя в качестве топлива сухие ветви и коровий навоз.  

Лади Квали
Работы Лади Квали. Блюдо с крышкой, 1960-е годы. Британский музей (Лондон) | photo from www.britishmuseum.org

В молодые годы Лади делала сосуды под влиянием традиции Гбаджи, но уже в это время она, как теперь бы сказали, продвигала свой собственный стиль: стремилась к симметрии, рисунки наносила более скрупулёзно. Несколько её ранних произведений приобрёл эмир Абуджи — Альхаджи Сулейман Барау. В 1950 году у него гостил британский гончар Майкл Кардью (1901-1983), которого эти предметы восхитили.

Лади Квали
Работы Лади Квали. Глазурованная тарелка с изображением жука, 1960-е годы. Собственность аукционного дома Коуэнс (Цинциннати, Огайо) | photo from www.cowanauctions.com

Работающий на колониальное правительство Кардью, в 1952 году основал школу для гончаров в городе Абуджа. А в 1954 году туда приехала Лади Квали и примкнула к команде Кардью, став первой обучаемой там женщиной-гончаром.

Лади Квали
Работы Лади Квали. Кувшин, 1969 г., глазурованная керамика. Частная коллекция (Великобритания) | photo from www.bonhams.com

Она научилась обращаться с гончарным кругом, освоила глазури и узнала, что такое обжиг в настоящей печи. Опытная, талантливая и целеустремлённая Лади быстро перешла из учеников в преподаватели. Она украшала посуду, окуная её в красную или белую глазурь, затем, используя иглу дикобраза, процарапывала рисунок. В 1965 году, когда Майкл Кардью покинул пост главы учебного центра, туда пришли ещё несколько женщин Гвари: Ассиби Иддо, Лами Тото, Канде Ушафа и Халима Ауду.

Лади Квали
Работы Лади Квали. Тарелка 1966 г., глазурованная керамика. Музей Виктории и Альберта | photo from www.collections.vam.ac.uk

Они работали вместе, мастерскую, которую им отдали, назвали Дакин Гвари (комната Гвари). В Абудже эта пятёрка (вместе с Лади) считалась элитой, потому что только они могли делать вручную огромные кувшины для воды. Женщины обрабатывали их внутреннюю поверхность с помощью речных раковин, а наружную шлифовали кожурой калебаса. Бороздки, покрывающие стенки кувшина инкрустировали каолином и полевым шпатом. Затем женщины наносили на эти исполинские сосуды полупрозрачную селадоновую глазурь и помещали в печь, после обжига они приобретали товарный вид, становясь бледно-зелёными, а не железно-красными, как принято в странах Центральной Африки. Сделанные без использования специальных приспособлений или машин, эти украшенные росписью в духе Гвари кувшины, в отличие от своих сородичей, были политы глазурью и обожжены в печи, они стали интересными гибридами — традиционной нигерийской глиняной посуды и европейской.

Лади Квали
Работы Лади Квали. Кувшин, ок. 1958-59. Новозеландский музей Те Папа Тонгарева (Веллингтон) | photo from www.awarewomenartists.com

Это лишь один из эпизодов, что способствовал появлению особого стиля Лади Квали, прославившего художницу на Западе. Её типичный глиняный кувшин был украшен изображениями ящериц, рыб или насекомых и покрыт блестящей глазурью, чаще всего выдержан в тёмных тонах. А у европейского зрителя — тёмное, чёрное прочно ассоциировалось со всем африканским. Культурные традиции Нигерии, впитанные Лади, и навыки, приобретённые в Абудже, сделали её сосуды произведениями искусства. Работы Квали в конце 1950-х — начале 1960-х годов побывали на нескольких зарубежных выставках, посвящённых абуджийской керамике (не обошлось без помощи Кардью).

Лади Квали
Работы Лади Квали. Ваза, 1970-е годы, глазурованная керамика. Частная коллекция (Великобритания) | photo from www.bonhams.com

В 1961 году Лади помогли провести презентацию в Колледже Фарнхема (Суррей) и студии Уэнфорд Бридж (Корнуолл), после чего лондонские галереи собрали изрядную кассу на её работах. В начале 1960-х она также побывала в Германии и Франции, а в 1972 году совершила поездку по Америке вместе с Кардью. В 1977 году художница получила степень, став доктором Университета Ахмаду Белло (Зариа, Нигерия). В начале 1980-х такое культурное явление как «Керамика Абуджи» стало ассоциироваться практически исключительно с именем Лади Квали. Она стала национальным героем, её фотография красуется на обратной стороне купюры в 20 найр банка Нигерии, а главная улица в Абудже получила название Лади Квали Роуд.

Лади Квали
Купюра 20 Найр Банка Нигерии (оборот) с изображением Лади Квали | photo from www.foreigncurrencyandcoin.com

Несмотря на то, что Лади была замужем, детей у неё не было. Но богатое наследие оставленное художницей сделало её иконой для многих начинающих гончаров не только в Африке, но и во всём мире. Лади Квали помнят как «женщину с волшебными пальцами». Так и не выучившая Английский, она с помощью переводчиков читала на Западе лекции о гончарном искусстве Африки, но как говорили те, кто был тогда в зале, — «помощь ей и не требовалась», она могла найти общий язык с кем угодно, была весёлой и жизнерадостной. «Мать горшков» умерла 12 августа 1984 года в возрасте 59 лет в Минне, Нигерия через год после своего друга и наставника Майкла Кардью.

© Великая керамика 20.03.2023

Источники: https://www.craftscouncil.org.uk/stories/how-potter-ladi-kwali-legacy-travelled-the-globe, https://sheroes.ng/tributes/2018/07/27/ladi-kwali-1925-12-august-1984/, https://www.britishmuseum.org/collection/term/BIOG125301

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь