Лади Квали родилась в маленькой деревне Квали на севере Нигерии в 1925 году (по другой версии год её рождения 1920-й). Она из народа Гвари и выросла в семье, где традиционно изготовлением гончарных изделий занимались женщины. Известно, что кувшины, сделанные Лади ещё в довольно молодом возрасте, отличались необычайной красотой, юная Квали была признана в регионе как одарённый и выдающийся гончар. Маллам, младший брат Лади, рассказывал, что «предметы, созданные его сестрой, нередко продавались ещё до того, как их отвозили на рынок».
В детстве Лади училась гончарному ремеслу у своей тёти, применяя метод намотки (наложения глиняных витков). Она делала большие кувшины для воды, горшки, миски и блюда, разглаживая их внутреннюю поверхность деревянным скребком. Посуду украшали геометрическим орнаментом и изображениями птиц, рыб, ящериц, скорпионов, крокодилов, змей и хамелеонов. Лади наносила рисунок нитью или деревянным валиком с насечками. Техники, с помощью которых создаются подобные декоративные украшения, известны с эпохи неолита. Затем изделия обжигали в открытой печи, используя в качестве топлива сухие ветви и коровий навоз.
В молодые годы Лади делала сосуды под влиянием традиции Гбаджи, но уже в это время она, как теперь бы сказали, продвигала свой собственный стиль: стремилась к симметрии, рисунки наносила более скрупулёзно. Несколько её ранних произведений приобрёл эмир Абуджи — Альхаджи Сулейман Барау. В 1950 году у него гостил британский гончар Майкл Кардью (1901-1983), которого эти предметы восхитили.
Работающий на колониальное правительство Кардью, в 1952 году основал школу для гончаров в городе Абуджа. А в 1954 году туда приехала Лади Квали и примкнула к команде Кардью, став первой обучаемой там женщиной-гончаром.
Она научилась обращаться с гончарным кругом, освоила глазури и узнала, что такое обжиг в настоящей печи. Опытная, талантливая и целеустремлённая Лади быстро перешла из учеников в преподаватели. Она украшала посуду, окуная её в красную или белую глазурь, затем, используя иглу дикобраза, процарапывала рисунок. В 1965 году, когда Майкл Кардью покинул пост главы учебного центра, туда пришли ещё несколько женщин Гвари: Ассиби Иддо, Лами Тото, Канде Ушафа и Халима Ауду.
Они работали вместе, мастерскую, которую им отдали, назвали Дакин Гвари (комната Гвари). В Абудже эта пятёрка (вместе с Лади) считалась элитой, потому что только они могли делать вручную огромные кувшины для воды. Женщины обрабатывали их внутреннюю поверхность с помощью речных раковин, а наружную шлифовали кожурой калебаса. Бороздки, покрывающие стенки кувшина инкрустировали каолином и полевым шпатом. Затем женщины наносили на эти исполинские сосуды полупрозрачную селадоновую глазурь и помещали в печь, после обжига они приобретали товарный вид, становясь бледно-зелёными, а не железно-красными, как принято в странах Центральной Африки. Сделанные без использования специальных приспособлений или машин, эти украшенные росписью в духе Гвари кувшины, в отличие от своих сородичей, были политы глазурью и обожжены в печи, они стали интересными гибридами — традиционной нигерийской глиняной посуды и европейской.
Это лишь один из эпизодов, что способствовал появлению особого стиля Лади Квали, прославившего художницу на Западе. Её типичный глиняный кувшин был украшен изображениями ящериц, рыб или насекомых и покрыт блестящей глазурью, чаще всего выдержан в тёмных тонах. А у европейского зрителя — тёмное, чёрное прочно ассоциировалось со всем африканским. Культурные традиции Нигерии, впитанные Лади, и навыки, приобретённые в Абудже, сделали её сосуды произведениями искусства. Работы Квали в конце 1950-х — начале 1960-х годов побывали на нескольких зарубежных выставках, посвящённых абуджийской керамике (не обошлось без помощи Кардью).
В 1961 году Лади помогли провести презентацию в Колледже Фарнхема (Суррей) и студии Уэнфорд Бридж (Корнуолл), после чего лондонские галереи собрали изрядную кассу на её работах. В начале 1960-х она также побывала в Германии и Франции, а в 1972 году совершила поездку по Америке вместе с Кардью. В 1977 году художница получила степень, став доктором Университета Ахмаду Белло (Зариа, Нигерия). В начале 1980-х такое культурное явление как «Керамика Абуджи» стало ассоциироваться практически исключительно с именем Лади Квали. Она стала национальным героем, её фотография красуется на обратной стороне купюры в 20 найр банка Нигерии, а главная улица в Абудже получила название Лади Квали Роуд.
Несмотря на то, что Лади была замужем, детей у неё не было. Но богатое наследие оставленное художницей сделало её иконой для многих начинающих гончаров не только в Африке, но и во всём мире. Лади Квали помнят как «женщину с волшебными пальцами». Так и не выучившая Английский, она с помощью переводчиков читала на Западе лекции о гончарном искусстве Африки, но как говорили те, кто был тогда в зале, — «помощь ей и не требовалась», она могла найти общий язык с кем угодно, была весёлой и жизнерадостной. «Мать горшков» умерла 12 августа 1984 года в возрасте 59 лет в Минне, Нигерия через год после своего друга и наставника Майкла Кардью.
© Великая керамика 20.03.2023
Источники: https://www.craftscouncil.org.uk/stories/how-potter-ladi-kwali-legacy-travelled-the-globe, https://sheroes.ng/tributes/2018/07/27/ladi-kwali-1925-12-august-1984/, https://www.britishmuseum.org/collection/term/BIOG125301