Чёрнофигурная керамика (Греция VII-V вв. до н.э.)

0
134
Чёрнофигурная керамика
Терракотовая ваза, высота 61 см (фрагмент). Аттика, Греция, ок. 530 г. до н.э. Авторство приписывается художнику Эвфилету. Это, пожалуй, одно из самых ранних изображений Панафинейских игр на керамике. Собственность музея Метрополитен, Нью-Йорк | photo from www.metmuseum.org

Во второй половине VII века до н.э. коринфское гончарное искусство достигло нового уровня качества. Тогда появились самые великолепные керамические произведения, которые когда-либо видели в Греции. Это касается не только их формы, но и способа украшения. Стилизованные образы героев становились все более изящными и правдоподобными, изображались с большей детализацией. Так родился прославленный античный стиль чёрнофигурной керамики.

Чёрнофигурная керамика
Терракотовая ваза, высота 61 см. Аттика, Греция, ок. 530 г. до н.э. Авторство приписывается художнику Эвфилету. Это, пожалуй, одно из самых ранних изображений Панафинейских игр на керамике. Собственность музея Метрополитен, Нью-Йорк | photo from www.metmuseum.org

Первая чёрнофигурная керамика появилась в Коринфе, затем её начали делать на юге современной Италии и в Лаконии, но только художники и гончары Аттики вывели её на недостижимый уровень и превзошли в мастерстве все остальные центры производства. Следующие полтора столетия Афины доминировали на греческом рынке. Не все фигуры окрашивались в чёрный цвет, мастера приняли определенные правила: белый пигмент использовался для написания женской плоти, красный для одежды, волос и других элементов. Уделялось много внимания мелким деталям, прорисовке волос и мышц, дополняющих облик героев. Это делалось с помощью специального острого инструмента. Чёрнофигурный стиль стал вершиной эллинской вазописи. Все персонажи тут изображались застывшими за несколько мгновений до главного действия или отдыхающими после игры или битвы.

Чёрнофигурная керамика
Чёрнофигурная амфора работы известного гончара и художника Эксекиаса, на ней изображены Ахиллес и Аякс играющие в кости. Аттика, Греция, примерно 540-530 гг. до н.э. Собственность музея Ватикана, Рим | photo from www.museivaticani.va

Знаменитая амфора работы Эксекиаса, где Ахиллес и Аякс играют в кости (этот эпизод описан в Илиаде), является примером совершенства, которого может достичь чёрнофигурная живопись. Чёрнофигурные сосуды зачастую оказывались лучшими рассказчиками. Возможно, самый известный пример — это кувшин «Франсуа» — внушительного размера кратер, сделанный гончаром Эрготимосом и расписанный художником Клетиасом в 70-60-х годах VI века до н.э.. Его диаметр 57 см, а высота 66, он украшен 270 фигурами людей и животных, представляющими богатый диапазон сцен Греческих мифов, включая, среди прочего, олимпийских богов, кентавров, Ахиллеса и Пелея. Другими типичными чёрнофигурными сосудами являются вазы, лекифы (бутыли с ручкой), киликсы (чашки для питья на ножках), кубки, пиксиды (маленькие контейнеры с крышками) и миски.

Чёрнофигурная керамика
Кратер (кувшин для вина) «Франсуа», высота 66 см. Афины, Греция, ок. 570 г. до н.э. Совместная работа гончара Эрготимоса и художника Клетиаса. Сосуд покрыт 270 фигурами людей и животных – персонажей греческих мифов. Шедевр находится в Национальном музее археологии во Флоренции, Италия | photo from www.florenceinferno.com

Помимо Аттики и Коринфа, в первой половине VI века до н.э. Лакония также стала производителем этой керамики. Более 20000 сохранившихся ваз и других сосудов различной формы позволяют не только идентифицировать художников и мастерские, но и обеспечивают учёных древнейшими иллюстрациями эллинской мифологии, батальных сцен, религиозных, социальных и спортивных практик. Глиняные изделия также являются важным инструментом в датировании археологических памятников, что очень важно при изучении истории Древней Греции.

Дополняя более ранние геометрические рисунки, чёрнофигурная техника позволяла более правдоподобно изобразить животных (предпочитаемых в Коринфе) и силуэты людей (афинская школа). Перед обжигом на сосуды густо наносился чёрный пигмент из поташа, железистой глины и уксуса. Выбранные участки поверхности становилась чёрными и глянцевыми. Такие детали как волосы и мышцы, дорисовывались острым инструментом: верхний слой надрезался, чтобы открылся нижний, а бороздки заполнялись красной и белой краской. Плечи, шея и ручки сосуда, часто украшались геометрическим или цветочным орнаментом, лотосами и пальметтами.

Чёрнофигурная керамика
Кувшин для вина. Аттика, Греция, примерно 540-530 гг. до н.э. Автор Эксекиас. Здесь изображена сцена борьбы Ахилеса с Пентесилеей. Собственность Британского музея, Лондон | photo from https://www.britishmuseum.org

Греческие школы приняли определенные цветовые соглашения: белый использовался для изображения женской плоти, чёрный для мужской. Другими условиями были: миндалевидная форма для женских глаз, круглая для мужских; у детей всё было как у взрослых, но в меньшем масштабе; молодые мужчины безбороды, старики седые и иногда сутулятся; а пожилые женщины имеют более полную фигуру. Некоторые жесты также стали общепринятыми, например, прижатые к голове руки, символизировали горе. Ещё одна яркая черта стиля — отсутствие натурализма. Фигуры часто изображались с лицом повёрнутым в профиль и фронтально расположенным туловищем, бегуны демонстрировали невероятные позы — с обеими левыми (или правыми) руками и ногами. Предпринимались, однако, попытки разнообразить перспективу, особенно популярными были фронтальные изображения лошадей и колесниц.

Чёрнофигурная керамика
Ваза, высота 63 см. Аттика, Греция, ок. 510 г. до н.э. Создана художниками группы Леагроса. Сюжет – Панафинейские игры, скачки. Собственность музея Метрополитен, Нью-Йорк | photo from www.metmuseum.org

Художник и гончар того времени, являлись, хотя и не всегда, разными специалистами. Первая чёрнофигурная подписанная ваза была создана Софилосом и датируется 570 годом до н.э. Многие другие художники с уверенностью идентифицированы по их подписям (чаще всего выглядящим как «… сделал это»), а остальные, не оставившие авторского клейма, могут быть признаны благодаря их особому стилю. Чёрнофигурная керамика, впоследствии, была заменена краснофигурной. Эти два стиля некоторое время существовали параллельно, а в конце VI века до н.э. последний стал украшать большинство гончарных изделий – вазы, кувшины и многие другие сосуды из глины.

Великая керамика 09.04.2022

gc

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь