Джункичи Кумакура был важной фигурой в мире японской скульптурной керамики. В 1942 году он окончил Киотский технологический институт (специальность дизайн). С 1946 по 1947 год вместе с Коичи Тамурой (1918-1987) был помощником мастера Томимото Кенкичи (1886-1963). На него сильно повлияли методы учителя и его концепция роли художника-керамиста в искусстве. В 1957 году Джункичи стал одним из ключевых членов авангардной группы керамистов Содейша (яп. 走泥社 ползущие по грязи) базирующейся в Киото. Большая часть работ 1950-60-х годов (наиболее плодотворный из периодов его творчества) беззастенчиво посвящена сексуальности и эротизму. Прямолинейность запечатлённых художником образов становится ещё более шокирующей, если рассматривать их в контексте аллюзионных работ его современников.
В ранние годы Джункичи Кумакура вдохновлялся импровизационным характером джаза, его тогдашним маргинальным положением в мире музыки. Столь же необычными для того времени были и работы самого художника: он задавался вопросами – «а нуждается ли сегодняшнее искусство в создании ассоциаций?», «можно ли считать художником того — кто, пусть и мастерски, воспроизводит произведения прошлого?» Кумакура был уверен, что в его время, наконец, эту роль, по крайней мере — керамика, уже не должна исполнять. Он хотел, чтобы его работы оценивали по иным критериям. Преобразование сосуда во что-то мало напоминающее таковой, лишённое «рта», часто становилось единственным приёмом позволяющим сделать из него «скульптуру». Такой подход в керамическом искусстве в последующие годы стал мейнстримом.
«Рождение» — работа, показанная здесь, одна из последних в серии органических форм, с помощью которых Кумакура со всей прямотой исследовал тему человеческой сексуальности. Ставшая частью постоянной коллекции Музея Виктории и Альберта она является предметом споров даже сегодня. Подобные скульптуры художник создавал с конца 1960-х – до начала 1970-х годов. Свой тёплый коричневый цвет работа получила благодаря обжигу в дровяной анагаме (яп. 窖窯 пещера печь), то есть, сделана по технологии безглазурной керамики на манер изделий «шести древних обжиговых печей» (в данном случае естественная глазурь из ясеня, глина Сигараки). Эта серия являет собой переходный этап между абстрактным биоморфизмом ранних работ Камакуры и проработанным подходом к созданию фигур, характерным для позднего периода его творчества.
Джункичи Кумакура был удостоен премии Японского керамического общества в 1954 году, после этого он участвовал в бесчисленном количестве национальных и международных выставок, включая Брюссельскую всемирную выставку в 1958 году, где он получил главный приз, и Международную выставку керамики в Праге в 1962 году, где он стал серебряным призёром. В 1989 году в токийском Национальном музее современного искусства прошла большая ретроспективная выставка «Джункичи Кумакура: органы, которые провоцируют».
© Великая керамика 03.10.2021
Источники: https://collections.vam.ac.uk/item/O486926/birth-sculpture-kumakura-junkichi/, https://maaklondon.irostrum.com/BiddingProcess/BiddingScreen/6299, https://bid.igavelauctions.com/bidding/detail/kumakura-junkichi-vase/ https://www.arthida.com/shop/products/eng/junkichi-kumakura/