«Ига-яки» и «Ко-Ига»

0
221
ко-ига
Кувшин для воды (ига-яки) с пепельной глазурью XVII век | photo from www.artsandculture.google.com

Керамика Ига впервые появилась ещё в эпоху Нара (奈良時代, нара дзидай (710-794 гг.)) в Гойноки, деревне расположенной недалеко от Макиямы (современная префектура Миэ), где существовала своя дровяная печь. Местность изобиловала всеми необходимыми материалами — глиной и красной сосной используемой в качестве топлива, — такими же, что применялись для изготовления посуды Сигараки: кувшинов, горшков и ступок.

ко-ига
Город Ига, префектура Миэ | photo from www.artsandculture.google.com

В начале семнадцатого века в Японии процветала чайная церемония (茶の湯, тя-но-ю). В области Ига (伊賀国, Ига-но-куни) при даймё Цуцуи Садацугу (1562–1615), Тодо Такатора (1556–1630) и Тодо Такацуги (1602–1676) делалось много чайной керамики, в основном — чаши, кувшины для пресной воды (水指, мидзусаси) и вазы. Посуда стала создаваться ​​с использованием более мощных печей и инструментов. Возрастающее внимание к эстетике приводило к появлению новых форм и типов изделий, а также способов внешней отделки. Очевидно мы должны разделять понятия, есть — «стиль Ига» (伊賀焼, ига-яки) возникший благодаря чайной церемонии, и древняя керамика появившаяся за восемь столетий до этого, обычно называемая — «Старая Ига» (伊賀焼, ко-ига).

ко-ига
Ваза для цветов с ручками (ко-ига), период Адзути-Момояма (1568-1603) | photo from www.artsandculture.google.com
«Старая Ига» или Ко-Ига

Посуда более раннего времени (тоже – Ига), отмечена такими чертами: сосуды имеют волнообразные узоры, полученные путём соскабливания шпателем или с помощью штампа в виде решётки. Многие из них изначально задумывались как художественные произведения (искажённые, с трещинами и вмятинами) покрытые зелёной глазурью и каплями железа.

ига-яки
Горшок (ига-яки) XVIII век | photo from www.artsandculture.google.com
Возрождение в XVIII веке

Производство посуды Ига приостановилось в первой половине периода Эдо (1603—1868). Однако, при поддержке клана Тодо в Марубашире в середине XVIII века местные гончары начали воспроизводить предметы повседневного обихода, такие как миски, кувшины и горшки. Мастерские Ясуке, Куюбе и Йохачи активно занимались производством горшков, которые сегодня стали воплощением ига-яки.

ко-ига
Коробочка для благовоний (ига-яки) с ясеневой глазурью XVII век | photo from www.artsandculture.google.com
Природные ресурсы в помощь

Более четырёх миллионов лет назад акватория старого озера Бива простиралась от берега моря – до области Ига. Глиняные отложения, которые накапливались на дне этого озера и запасы древесины, применяемые в качестве топлива для печей, способствовали производству керамики Ига. До сих пор глина добываемая в области Ига, префектура Миэ, используется для производства посуды.

ко-ига
Глина района Ига | photo from www.artsandculture.google.com
Каскадная печь Ноборигама в Нагатаньене

Эта каскадная печь с пятнадцатью камерами использовалась с 1832 до 1965 год. Здесь обжигали кувшины для пресной воды и вазы в стиле Ига, они часто были украшены узорами в виде решётки и зигзагообразным орнаментом выполненным путём выскабливания шпателем. Многие из сосудов имеют пару ручек (ушей) с каждой стороны. Характерно, что изделия Ига часто асимметричны, намеренное искажение формы придаёт каждому предмету уникальность.

ко-ига
Пятнадцатикамерная каскадная печь Ноборигама в Нагатаньене (1832) | photo from www.artsandculture.google.com
Пепельная глазурь, пригорание и трещины

Особое покрытие посуды Ига появляется в результате длительного обжига при высокой температуре, пепел падает на горшки и обращается стекловидной зелёной глазурью. Подпалины, трещины и разрывы, — это тоже следствия обжига. Ига-гончар с самого начала просчитывает такие эффекты.

Естественная глазурь

Красноватый оттенок кувшинов Ига  — это результат удара пламени в камере печи. Глина – дышит и увлажняется, глазурь на сосудах приобретает красивый блеск, а любые продукты или саке в этой посуде становятся значительно вкуснее.

Связь с другими стилями

Известно, что у горшков Ига есть ручки, а у Сигараки их нет, иногда ручки — почти единственное, что отличает изделия из этих двух мест. Сигараки и Ига – соседи, поддерживающие тесные отношения со времён средневековья. Но сегодня связи ига-яки не ограничиваются Сигараки.

В дополнение к традиционной чайной посуде многие современные художники-гончары также делают другую керамику, стремясь создать предметы в стиле Ига, которые конкурировали бы со старой керамикой Ига.

ига-яки
Горшки для приготовления пищи — донабэ (ига-яки) XXI век | photo from www.artsandculture.google.com

В последние годы пользуются спросом глиняные горшки для приготовления пищи (土鍋, донабэ). Глина, применяемая для изготовления посуды Ига, обладает высокой огнестойкостью и поэтому хорошо подходит для донабэ с крышкой, которые можно ставить непосредственно на горелку и готовить. Блюда японской кухни будут выглядеть в таких горшках просто неотразимо.  

© Великая керамика 07.01.2021

Источники: https://kogeijapan.com/locale/igayaki/, https://artsandculture.google.com/exhibit/iga-ware/, https://encyclocraftsapr.com/iga-yaki/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь